К сожалению не у каждого россиянина , живущего в собственном частном доме, есть возможность и средства подключиться к магистральному газу. Зачастую перспектив получить голубое топливо нет в принципе. Следующим после газа по доступности и дешивизне является отопление твёрдотопливным котлом. Какие котлы на российском рынке выбрать для своей системы отопления частного дома? Вопрос казалось бы простейший. Иди в интернет и там вам предложат великое множество котлов, работающих на твёрдом топливе,на любой вкус и цвет. Можно ли при выборе котла положиться на продавца, конечно нет. Продажнику надо продать и как можно дороже. Поможем вам в этом вопросе. Не будем говорить о разной мощности котлов, этот параметр как правило зависит от вашего размеров обогреваемого помещения и теплопотерь дома. Хотя в некорохых случаях можно выбрать котёл помощнее и побольше из за больших размеров топки.Будем говорить о качестве и КПД.
Рассмотрим в первую очередь какой лучше котёл из стали или из чугуна.
Преимущества стальных котлов:
Недостатки стальных котлов:
Преимущества твёрдотопливных котлов:
Недостатки твёрдотопливных котлов:
Устройство чугунного твердотопливного котла
Производство чугунных котлов выполняют, используя дорогостоящее специальное оборудование, а процесс сборки весьма трудоемкий. Чугунный котел состоит из секционного корпуса, обшитого облицовочными панелями, теплоизоляции, патрубка дымохода и патрубков присоединения системы отопления, дверок для загрузки топлива и для очистки топки, лотка зольника, и, если предусматривает конструкция, вентилятора наддува.
Корпус чугунного котла состоит из секций, изготовленных путем литья из высокопрочного сплава, состоящего из железа и углерода. Секции соединяются друг с другом при помощи резьбовых соединений и герметизируются высокотемпературными герметиками. Таким образом, существует возможность замены секций в случае повреждения и выхода из строя.
Мощность чугунного котла определяется количеством секций– чем их больше тем выше мощность. Повышенная стойкость чугуна к качеству теплоносителя и высоким температурам, позволяет использовать практически любой тип твердого топлива, включая кокс, уголь, древесину и гранулы.
Стальной твердотопливный котел состоит корпуса, который сваривается из жаропрочной или котловой листовой углеродистой стали, облицованного стальными декоративными панелями. Внутри котла расположена топка и конвективный газоход, в котором размещены элементы теплообменника. В дешевых котлах функции теплообменника выполняет сама топка котла, вокруг которой расположена водяная рубашка. Раскаленные стенки топки нагревают теплоноситель, который циркулируя, отдает тепло радиаторам.
Известные производители делают конструкцию газохода более изощренной – двух, трехходовую, в результате поток дымовых газов завихряется, тем самым повышая нагреваемую площадь на единицу сгораемого топлива и, соответственно увеличивая КПД и интервал времени между загрузками топлива (до 6 -8 часов). Такая конструкция газохода уже называется теплообменником. Выбирая стальной твердотопливный котел обращайте внимание на марку и толщину стали, из которой изготовлены элементы теплообменника. Некоторые производители идут по пути удешевления и изготавливают пластины теплообменника из обычного листового металла, который более подвержен деформациям и коррозии, а, следовательно менее долговечен. У качественных твердотопливных котлов пластины теплообменника имеют толщину, не менее 4 мм.
Корпус котла изолируется от рабочих элементов слоем высокотемпературной минеральной ваты толщиной, не менее 50 мм. Теплоизоляция препятствует потерям тепла и от нее качества напрямую зависит КПД котла. В хорошем котле во время работы обшивка совершенно не нагревается!
В нижней части топки размещена колосниковая решетка и открывающаяся решетка. Под колосниковой решеткой находится сборник золы и шлака, представляющий из себя обычный поддон. На лицевой стенке корпуса расположены загрузочная дверь и дверь розжига и очистки, на которой закреплена воздушная заслонка с осью тяги.
В верхней части корпуса, как правило установлен термометр, соединенный с датчиком температуры. На задней стенке корпуса котла размещены патрубок для подсоединения дымохода, внутри которого находится шибер и патрубки присоединения котла к системе отопления. Воздушной заслонкой и шибером, устанавливается оптимальный режим поступления воздуха, обеспечивающий более полное сгорание топлива. Существуют отдельная категория твердотопливных котлов длительного горения, оснащенных вентилятором наддува, который в разы эффективнее регулирует режим подачи воздуха, обеспечивает еще более полное сгорание топлива, и еще более увеличивает КПД котла. Время горения одной загрузки топлива в таких котлах составляет 12 – 24 и более часа.
Конструкционно, по типу сгорания топлива твердотопливные котлы бывают верхнего и нижнего горения.